Основная сюжетная линия игры получилась, на мой взгляд, чрезмерно короткой, но при этом она не потеряла характерных черт серии Fallout — ведь каждый квест можно пройти множеством способов. По возможности я буду упоминать о них.

Побег!
Самое первое задание начинается в конце обучающего курса. Амата будит нас и рассказывает, что отец покинул Убежище. Джонас отказался отвечать, куда ушел Джеймс, и его убили. Теперь Смотритель идет за нами — самое время сваливать из родного дома.
Амата предлагает нам пистолет, и тут можно принять подарок или отказаться. Я решил взять оружие, так как оно полностью исправно и прослужит еще долго. Если оставить оружие Амате, позже не придется выручать ее. Со всеми неприятностями она справится сама.

Это совет: не забудьте собрать полный комплект вещей, которые дают прибавку к навыкам. Костюмы Убежища позволят сэкономить по 5 очков сразу в нескольких навыках.
Убежище кишит радтараканами, поэтому охране зачастую наплевать на вас, чем и стоит пользоваться. По пути к выходу вы можете спасти мать Буча Делории от тараканов и получить за это прикид туннельных змей, который прибавляет 5 к навыку «Холодное оружие». Впрочем, вы можете просто убить Буча и забрать куртку.
В комнате Смотрителя мы встречаем Амату, ее отца и охранника. Увидев нас, охранник сразу нападет, после чего Амата испугается и убежит. Мы остаемся один на один со Смотрителем. Есть несколько вариантов решения проблемы выхода из Убежища. Самый простой вариант — убить Смотрителя. Можно уговорить его отдать пароль, но можно пароль и украсть. Тщательно обдумайте свое решение, поскольку то, убьете вы Смотрителя или оставите в живых, повлияет на жизнь Убежища в дальнейшем.
Получаем код и двигаемся к выходу. На пороге игра даст еще один шанс изменить все параметры персонажа, после чего мы впервые увидим Столичную Пустошь.

След в след

Выйдя из Убежища, мы отправляемся в ближайшее поселение — Мегатонну. Там нужно спросить у шерифа об отце. Он скажет, что видел кого-то похожего, но наверняка знает только Колин Мориарти — хозяин салуна. Сам Колин крайне мерзкая личность и бесплатно ничего не даст. У этого задания есть много путей решения. Например, вы можете взломать компьютер Мориарти и прочитать его дневник. Второй вариант — взломать шкаф и там найти пароль к компьютеру. Третий вариант — поговорить с Новой в салуне. Если у вас есть способность «Женоубийца», Нова даст вам пароль к компьютеру. Четвертый вариант — купить информацию за 100 крышек. Наконец, пятый вариант состоит в возвращении денег, которые украла некая Сильвер. Она прячется в домике в двух шагах от Мегатонны.
Полученная от Мориарти информация указывает на радиостанцию «Галактические новости», куда мы и отправляемся.
На подходе к зданию радиостанции мы встречаем отряд Братства, который идет в атаку на мутантов. В этом месте игра не оставляет нам выбора, поскольку нам нужно попасть к радиостанции, так что Братству помогать придется в любом случае. Здесь мы встречаем первого игрового босса — бегемота. Бегемот — это очень большой супермутант. Он чрезвычайно живуч и силен. К счастью, этот будет вооружен всего лишь огромной дубинкой, которая убивает персонажа с первого удара.

Чтобы добраться до Тридогнайта, придется повоевать с супермутантами.
Это совет: не беспокойтесь о бойцах Братства. Они бессмертны и только падают без сознания, но потом встают.
Как победить босса? Подгадайте момент и подберите с тела одного из солдат Братства «Толстяка». Бегемоту требуется минимум два выстрела из этого оружия. Будьте осторожны, если взрывом вы зацепите кого-то из Братства, это посчитают нападением и все станут враждебны. Лучший вариант — стрелять, когда все члены Братства валяются без сознания.
После уничтожения мутантов заходим в здание радиостанции. Это можно сделать, если использовать переговорное устройство рядом с дверью. Внутри мы найдем неплохие запасы патронов, а на втором этаже обнаружится Тридогнайт. Для решения этого задания есть по крайней мере три варианта. Тридогнайт даст поручение починить ретранслятор взамен на информацию об отце. Можно с помощью красноречия уговорить его сразу рассказать, куда пошел Джеймс. Наконец, можно убить Тридогнайта и искать дальше вслепую.
Скажет вам об этом Тридогнайт или нет, но отец отправился в Райвет-Сити к доктору Ли. Туда мы и пойдем.
Это интересно: никто не мешает вам пойти в Райвет-Сити сразу же из Убежища. Доктор Ли узнает вас вне зависимости от того, были ли вы в Мегатонне.

Гонка преследования

После разговора с доктором Ли мы узнаем, что отец снова взялся за проект «Чистота», над которым работал до рождения нашего героя. Поговорите с доктором Ли подробнее, это поможет понять, почему отец сбежал из Убежища и что вообще такое этот проект «Чистота». Доктор Ли укажет, где находится комната управления установкой «Чистоты», и посоветует поискать отца там.
Надо ли говорить, что в мемориале Джефферсона отца не оказалось? Зато там остались его записи, из которых можно узнать о матери главного героя и о проекте «Чистота». В десятой записи Джеймс говорит, что направляется в Убежище 112. Это Убежище находится под гаражом Кейси Смита. Если вы к этому моменту уже побывали в Тенпенни-Тауэр, вам не придется бежать через всю Пустошь.

Транквилити-Лэйн

В Убежище 112 нас встретит робот (предварительно надо одеться в костюм с числом 112 на спине) и проводит в главный зал Убежища. Нам придется войти в виртуальную реальность, чтобы спасти отца. Ходят слухи, что можно выполнить это задание сразу, но тщательные исследования показали, что в кабинете Брауна нет никаких способов повлиять на Транквилити-Лэйн, поэтому придется лично отправиться в виртуальный мир.
Транквилити-Лэйн — это загородный район в стиле пятидесятых годов. Фактически это единственная за всю историю Fallout возможность взглянуть на довоенный мир, хоть и не настоящий.
В симуляции наш герой — ребенок. Где отец, и что делать дальше? Совершенно непонятно. Поговорите с Бетти и узнайте, что здесь происходит.
Есть несколько вариантов решения этого задания. Первый и очевидный — выполнить все поручения Бетти, но это приведет к потере кармы.
Это важно: если вы атакуете Бетти, то умрете. Такая вот защитная система у доктора Брауна.
Первое задание — заставить мальчика Тимми плакать. Во-первых, вы можете избить его. Во-вторых, можно сказать ему, что по его вине родители разводятся. В-третьих, можно убедить его, что он уходит в армию. Наконец, можно убить обоих его родителей.

Второе задание — расстроить свадьбу Роквеллов. Первый и самый простой способ — сказать миссис Роквелл, что муж ей изменяет. Она легко в это поверит, и свадьбы не будет. Второй способ тоже прост — крадем пижаму из дома Симпсонов и сообщаем миссис Роквелл, что ее муж трансвестит, да еще и изменяет ей. Последний и самый плохой в плане кармы вариант — прочитать дневник миссис Роквелл и узнать, что она хочет убить миссис Симпсон. Убиваем ее с помощью скалки, а потом рассказываем все мистеру Роквеллу.
Третье задание — убийство миссис Хендерсон. Казалось бы, простое задание осложняется тем, что нам запрещено банально забить миссис Хендерсон до смерти, так как это «скучно». Тем не менее есть множество способов достичь цели. Например, можно испортить люстру на кухне, и она упадет миссис Хендерсон на голову. Или можно передвинуть роликовые коньки на лестницу, и когда она начнет спускаться вниз, то разобьется насмерть. Для любителей изощренных решений есть пара еще более сложных вариантов. Можно испортить газовую плиту и попросить миссис Хендерсон испечь вам пирог, что приведет к взрыву. Наконец, можно запереть дом и включить домашнего робота на уборку, а потом испортить его чип «свой-чужой». Сложность последнего варианта заключается в том, что робот не должен видеть персонажа, иначе он убьет вас на месте.
Последнее задание Бетти совсем легкое. Она поручает просто убить всех обитателей Транквитили-Лэйн. Чтобы это сделать, загляните в собачью будку и подберите специальный нож и клоунскую маску. После выполнения всех заданий Браун расскажет, что Док и есть ваш отец. После разговора он откроет дверь, и вы сможете покинуть симуляцию.
Это интересно: если вы взяли способность «Таинственный незнакомец», он будет появляться даже в Транквилити-Лэйн.

Есть способ пройти Транквилити-Лэйн без потери кармы. Для этого надо поговорить со старухой Дизерс и узнать, что систему можно выключить с помощью аварийного терминала в заброшенном доме. Терминал спрятан, и отыскать его можно, если сыграть правильную мелодию на предметах в комнате. Последовательность такая: радио, кувшин, гном, кувшин, шлакоблок, гном, бутылка. Одна из стен пропадет, и вместо нее появится компьютер, в котором нужно отключить «отказоустойчивость» программы. Эта «отказоустойчивость» не дает жителям Убежища 112 умереть, когда умирают их компьютерные воплощения. Отключаем режим и запускаем программу «Китайское вторжение». Все, кроме игрока, Дока и Брауна, погибнут. Браун же останется навсегда в виртуальной реальности, но все равно откроет выход и отпустит главного героя и его отца. Такой вариант решения задания не наносит вреда карме, но и не повышает ее.
Это интересно: мелодию-пароль насвистывает Бетти, когда играет на детской площадке. Кроме того, музыкальное сопровождение Транквилити-Лэйн — та же мелодия.
В Убежище 112 к вам подойдет отец и скажет, что отправляется в Райвет-Сити, чтобы вновь работать над проектом «Чистота». Этот разговор автоматически завершит эпизод «Транквилити-Лэйн» и активирует задание «Живая вода».

Живая вода

Отправляемся к уже знакомому мемориалу Джефферсона, где собрались ученые Райвет-Сити и наш отец. Нам нужно запустить установку, а для этого придется лично включить все помпы и активировать сопутствующие системы. Отец будет помогать по радио, да и заблудиться там негде. Стрелять пока тоже некуда, поэтому сделайте все, что просит отец, а когда пойдете открывать клапан, внимательно смотрите вправо. Вертолеты! Один, второй, третий. Не может быть! Анклав! Как? Откуда? Но сейчас нет времени рассуждать об этом. Возвращаемся в комнату управления и видим, как полковник Отэм требует передать установку «Чистота» в руки американского правительства и Анклава. Джеймс отказывается и вызывает перегрузку. Взрыв ошеломляет штурмовиков Анклава, но сам отец, видимо, погиб. Мы ничем не можем помочь ему, поэтому нужно бежать как можно быстрее, ведь он заплатил за наш шанс жизнью!

Теперь нужно вывести доктора Ли и остальных ученых по туннелю в Цитадель. По пути вам встретятся солдаты Анклава и мертвяки. Не забудьте обзавестись силовой броней Анклава, так как очень скоро вас научат ей пользоваться.
По пути придется решить ситуацию с Гарзой. У него проблемы с сердцем, и он не может идти дальше. Есть как минимум три варианта выхода из этой ситуации. Первый — дать доктору Ли пять стимуляторов. Можно дать три упаковки Баффаута, и это не убьет Гарзу. Еще можно уговорить Ли бросить Гарзу, но для этого нужен высокий показатель красноречия.
В конце туннеля встречаемся с охранниками Братства и заканчиваем задание «Живая вода».
Совет: не забывайте подбирать и ремонтировать броню Анклава. Если к этому моменту вы не запаслись другой силовой броней, эта может защищать вас до конца игры.

По следам

Итак, мы знаем, что для функционирования установки нам нужен ГЭКК. Осталось только выяснить, в каком Убежище остался заветный чемоданчик. Консультируемся с писцом Ротшильдом и узнаем из базы данных «Волт-Тек», что ГЭКК еще остался в Убежище 87. Ротшильд покажет, где находится Убежище. Теперь осталось только добраться до него.
Начнем с того, что в Убежище 87 невозможно попасть через главный вход. Там чрезвычайно высокий уровень радиации (до 4000 рад/с), но даже если вы доберетесь до двери (что очень сомнительно), то все равно не сможете ее открыть. Единственный путь лежит через Литтл-Лэмплайт.
На входе в подземный город нас встречает мэр Мак-Криди. Он доступно объясняет, что в Литтл-Лэмплайте живут только дети, а взрослым они не доверяют и не пускают их. Чтобы попасть в город, есть три пути. С помощью красноречия убедить мэра впустить вас. Использовать способность «Вечное дитя» и найти общий язык. Третий вариант — спасти троих жителей города из плена в Парадиз-Фоллс. Если вы провалили первые два варианта, то придется спасать детей.

Чтобы попасть в Убежище из Литтл-Лэмплайта, можно выбрать дорогу со стрельбой (через перевал Убийцы), а можно взломать компьютер и сразу попасть куда нужно. Уровень науки для взлома — всего 50 очков.

Поиски Эдемских Кущ

Внутри Убежища 87 нам встретится стандартный набор супермутантов. Они вооружены в основном охотничьими ружьями и штурмовыми винтовками, поэтому не представляют угрозы. ГЭКК находится в глубине Убежища в зараженной радиацией камере. Есть по меньшей мере два варианта достать его. Конечно же, можно сходить в камеру лично. Не забудьте только про рад-Х и антирадин, так как смертельная доза радиации достигается очень быстро. Второй способ — пустить в камеру Фокса. Фокс — супермутант, который очень долго сидел взаперти и успел осознать, что он все еще человек, а не безмозглое существо. Если отпустить его, он достанет ГЭКК.
Забираем ГЭКК и двигаемся к выходу, а там... А там ловушка Анклава, на которой мы подрываемся и теряем сознание.

Американская мечта

Мы просыпаемся в каком-то непонятном помещении. Позже выясняется, что это тюремная камера. Зашедший в гости полковник Отэм в приказной форме требует код запуска очистителя, но тут синий глаз в стене прерывает его и требует срочно прибыть «к нему». Президент лично останавливает Отэма и предлагает переговорить тет-а-тет. Он отключит силовое поле и откроет двери. Не забудьте захватить вещи в шкафчике и сразу же бегите. На выходе из камеры вас встретит офицер Анклава, который поднимет тревогу, если вы его не уговорите (красноречие) или не припугнете (сила). Если уговорить офицера не удалось, придется пробиваться к президенту Идену с боем.
Это важно: по пути к президенту не забудьте зайти в блок 2С. Там вы найдете компьютер, в котором хранятся коды самоуничтожения. Они еще пригодятся.
Теперь нужно собраться и бежать к президенту. Через мгновение полковник сообщит об отмене приказов президента и объявит, что пленника следует уничтожить на месте. База кишит солдатами Анклава с плазменным оружием, так что будьте особенно осторожны.
Добираемся до кабинета президента и узнаем, что он — компьютер. Иден изложит концепцию спасения Столичной Пустоши и предложит вам выпустить в очиститель специальный модифицированный ФЭВ, который убьет всех мутантов раз и навсегда. Что-то знакомое, не так ли? Во время диалога можно уговорить Идена уничтожить себя и всю базу Рейвен Рок. Коды нужны как раз для этого.

Забираем склянку и двигаемся к выходу из комплекса. Охранные роботы будут помогать нам, поэтому сложностей с солдатами Анклава не возникнет. На выходе нас встретит старый знакомый Фокс и предложит помощь. Можно взять его с собой или отказаться. И отправляемся в Цитадель, пора отобрать «Чистоту» у Анклава!

Забери его!

Возвращаемся в Цитадель и сообщаем старейшине Лайонсу о Рейвен Роке, очистителе и Анклаве. Лайонс отдаст приказ активировать робота Либерти Прайм, который расчистит путь до мемориала Джефферсона. Игроку в этой части миссии следует держаться подальше от ракет и просто следовать за роботом, который сам сделает всю работу. Внутри мемориала нас ждут всего шесть солдат Анклава и полковник Отэм. Полковник, в отличие от Повелителя или Фрэнка Хорригана, вполне адекватный человек, поэтому можно закончить проблемы с Анклавом мирно. В противном случае вам придется убить и его, и охрану. Осталось только активировать очиститель. Вспомните про баночку с вирусом, которую дал Иден. Код к очистителю — «216», а что вы решите с ним сделать — зависит только от вас ...